Стратегия развития Адресного регистра Кыргызской Республики

2 декабря 2025 года состоялось итоговое заседание по проекту «Консультации по модернизации адресной системы Кыргызской Республики» при участии посла Республики Корея в Кыргызстане, заместителей директора Министерства внутренних дел и безопасности Респеблики Корея, а также экспертов из корпорации  LX и  консорциума ALLforLand, первого заместителя директора Госдарственного агентства по земельным ресурсам, кадастру, картографии и геодезии при Кабинете Министров КР и ведущих сотрудников   Земагентства.

Данный проект был направлен на разработку направления развития и стратегии реализации адресной системы, оптимально подходящей для Кыргызстана, на основе опыта Республики Корея в совершенствовании адресной системы и международных стандартов.

В политико-институциональном аспекте, благодаря активному продвижению цифровых реформ со стороны Администрации Президента и Кабинета Министров Кыргызской Республики, сформировались крайне благоприятные условия для модернизации адресной системы.

В экономическом аспекте, по мере продолжения промышленного роста и расширения городов, значительно увеличивается потребность в пространственно-адресной основе для государственного управления.

В  технологическом аспекте, уже созданы ключевые платформы — такие как DAREK, Tunduk и NSDI. Поэтому при интеграции и объединении с адресной системой можно ожидать существенного повышения эффективности их использования.

Государственное агентство по земельным ресурсам централизованно управляет адресами, недвижимостью и кадастровой информацией, поэтому организационная основа уже существует. Ожидается, что дальнейшая оптимизация функций и чёткое распределение ролей повысят эффективность реализации будущих инициатив.

Вместе с тем, в части функционирования адресного реестра на базе DAREK прослеживается необходимость более тесной интеграции с геопространственной информацией и координатными системами, а также повышения полноты и целостности данных.  Процедуры присвоения и изменения адресов  осуществляются в соответствии с официальным порядком, что говорит о наличии сформированной административной основы. Однако в разных регионах наблюдаются различия в способах написания адресов, а также используется смешанное обозначение. Стандартизация этих элементов позволила бы значительно повысить качество адресных данных и их полезность. Такие выводы стали важной основой для разработки дальнейшей стратегии улучшения адресной системы.

Дополнительными задачами для улучшения адресной системы являются:
— стандартизация «дизайн-кодов» на национальном уровне,
— модернизация адресных информационных объектов (табличек, указателей и др.),
— создание чёткого операционного регламента и процедур управления.

Точная адресная информация станет основой для надёжного и доверенного взаимодействия граждан с органами власти и будет стабильно поддерживать функционирование государства.

Использование адресной информации позволит  создать новую ценность в различных отраслях — логистике, безопасности, управлении городами и других сферах.